Живопись по сухой штукатурке - фреска






ФРЕСКИ (АЛЬФРЕЙНАЯ РОСПИСЬ)
Фреска (от итальянского — «свежий») — живопись по сухой штукатурке красками, разведенными на воде, одна из техник стенной росписи, когда ее надо выполнить пока раствор не «схватился» и свободно впитывает краску, буквально несколько десятков минут. Такой раствор «под фреску» специалисты называют «спелым». По такому раствору писать надо легко, свободно и при первых признаках, что ход кисти теряет плавность и она начинает «боронить», краска не впитывается, а намазывается, — работу надо кончать; краски уже не закрепятся.
Фресковой росписью работали величайшие мастера мировой живописи — Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, П. Веронезе, гениальные русские иконописцы Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий и др.
Прославленные мастера работали как в технике «а фреско» (т. с. «по сырому»), так и в технике «а секко» (т. е. «по сухому»). В этом случае роспись велась по высохшей известковой штукатурке, только вторично увлажненной, и красками, которые заранее смешивались с известью.
В настоящее время в понятие «альфрейные работы» вкладывают много разных приемов декорирования стен, вплоть до росписи под ценные породы дерева, под камень, нанесение орнаментов и т. д.
До того, как приступить к работе, надо разработать эскиз росписи и по нему детальный рисунок, желательно на картоне. Когда под роспись подготавливают поверхность стены, необходимо удалить с нее побелку (краску) и затереть штукатурку, чтобы она была ровной и гладкой. Подготовленная поверхность грунтуется раствором известкового теста и 10%-ным водным раствором казеинового клея. Составленный раствор должен быть жидким (консистенция молока). Этот раствор наносится на штукатурку не менее 3 раз с подсушкой каждого слоя. На подготовленную поверхность накладывается трафарет и припорашивается порошком в марлевом тампоне.
Для выполнения росписи обычно используется темпера, которую лучше всего приготовить на яичном желтке (желток — 1 часть, масляный лак — 0,25 части, льняное масло — 0,25 части, 1%-ный раствор фенола — 1,5 части). Температура — в зависимости от необходимости. Краска должна быть консистенции жидкой сметаны.
Впрочем, мастера альфрейной росписи применяют не только темперу, но и масляные, клеевые и другие краски.
В зависимости от применяемых красок подготавливают соответствующим образом и поверхности стен под роспись. Разнообразие фресковой росписи привело к тому, что многие мастера вырабатывали свои рецепты и технологии штукатурок, красок, приемов работы. Например, великий Леонардо да Винчи написал свою знаменитую Санта-Мария делле Грацие красящим составом собственного изобретения, секрет которого так и не открыт до настоящего времени.






Rambler's Top100